Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

Прокурор отдела по надзору за следствием и дознанием в органах внутренних дел Решетняк К.В. прокуратуры Краснодарского края разъясняет

Что такое клевета?

Понятие клеветы закреплено в статье 128.1 УК РФ, согласно которой под клеветой понимается распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

Аналогичное определение клеветы содержит ст. 5.61.1 КоАП РФ, однако административную ответственность за клевету несут только организации, граждане за клевету подлежат привлечению к уголовной ответственности.

Необходимо учитывать, что клевета является умышленным преступлением, т.е. когда лицо осознавало общественную опасность своих действий, предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления, либо не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично. Таким образом, подлежит доказыванию именно заведомая ложность распространенных сведений.

Обязательным признаком указанного преступления также является то обстоятельство, что распространенные сведения порочат честь и достоинство другого лица или подрывают его репутацию.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» разъяснено, что порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.

Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем, чтобы они не стали известными третьим лицам.

Как привлечь к ответственности за клевету?

С января 2021 года вступили в законную силу поправки в ст. 128.1 УК РФ, ужесточившие уголовную ответственность за клевету.

В настоящее время ст. 128.1 УК РФ состоит из 5 частей.

Часть 1 предусматривает уголовную ответственность гражданина за распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

Указанное преступление является преступлением небольшой тяжести, за его совершение предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо обязательными работами на срок до ста шестидесяти часов. Под обязательными работами понимается выполнение осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ (например работы по благоустройству парков и скверов, уборка улиц и т.д.).

Для привлечения к ответственности потерпевший или его законный представитель вправе обратиться к мировому судье по месту совершения преступления с заявлением о возбуждении уголовного дела частного обвинения в отношении конкретного лица. Что должно содержать заявление и действия суда после его поступления подробно регламентированы главой 41 УПК РФ. При наличии признаков преступления возбуждается уголовное дело и рассматривается по существу мировым судьей. При этом потерпевший является частным обвинителем и самостоятельно осуществляет уголовное преследование подсудимого. В данном случае прокурор в уголовном деле участия не принимает.

Вместе с тем, уголовное дело по ч. 1 ст. 128 УК РФ может быть возбуждено дознавателем с согласия прокурора и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны.

В данном случае уголовное дело расследуется в общем порядке и при наличии оснований направляется прокурором в суд для рассмотрения по существу, при этом государственное обвинение по нему в суде поддерживается прокурором.

Частями 2-5 ст. 128.1 УК РФ предусмотрена ответственность за клевету, содержащуяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, СМИ либо совершенная публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", либо в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально не определенных; клевету, совершенную с использованием своего служебного положения; клевету о том, что лицо страдает заболеванием, представляющим опасность для окружающих; а также клевету, соединенную с обвинением лица в совершении преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности либо тяжкого или особо тяжкого преступления.

За указанные преступления виновное лицо может быть привлечено к ответственности в виде лишения свободы, в том числе до 5 лет.

Данные уголовные дела возбуждаются и расследуются дознавателями органов внутренних дел по месту совершения преступления, граждане вправе обратиться с соответствующими заявлениями в отдел полиции. По результатам их рассмотрения будет принято решение о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела либо о направлении заявления по подследственности в другой орган предварительного расследования.

В каких случаях вмешивается прокуратура?

Органы прокуратуры Российской Федерации в рамках осуществления своих полномочий осуществляют надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Все без исключения решения органов предварительного расследования, принятые по результатам проверки заявлений граждан о клевете, подлежат обязательной проверке в сроки, предусмотренные уголовно-процессуальным законом, соответствующим прокурором города (округа, района).

В случае несоответствия требованиям закона постановления о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела они отменяются надзирающим прокурором, принимаются меры к устранению нарушений закона, в том числе организуется дополнительная проверка заявления гражданина.

Граждане вправе также обратиться с жалобой на действия (бездействие) дознавателя либо следователя к соответствующему прокуратуру, которая рассматривается в срок до 10 суток с момента ее регистрации в прокуратуре. В случае несогласия с решением прокурора города (округа, района) заявители вправе их обжаловать в прокуратуру края, в том числе в электронном виде.

Прокурор отдела К.В. Решетняк

Международный день борьбы с коррупцией

Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 9 декабря провозглашен Международным днем борьбы с коррупцией.

Коррупция – это сложное политическое, экономическое и социальное явление, разрушающее демократические институты и подрывающее экономическое развитие государств.

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» под коррупцией определяется злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также вышеуказанные действия от имени или в интересах юридического лица.

Президентом 16.08.2021 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы.

Национальным планом определено осуществление органами власти и организациями комплекса мероприятий, в том числе направленных на совершенствование системы антикоррупционных ограничений, запретов и обязанностей, которые установлены в целях противодействия коррупции; совершенствование мер по противодействию коррупции при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также при распоряжении государственным и муниципальным имуществом; повышение эффективности образовательных и иных мероприятий, направленных на антикоррупционное просвещение и распространение в обществе антикоррупционных стандартов.

В общем, противодействие коррупции включает три этапа: профилактику коррупции, выявление и пресечение коррупционных правонарушений, а также ликвидацию и минимизацию последствий коррупционных правонарушений.

Законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная, административная, дисциплинарная ответственность за коррупционные правонарушения.

Наиболее опасным коррупционным правонарушением является взяточничество (ст. 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ), которое посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных учреждений и органов.

Распространенными коррупционными преступлениями являются также отдельные виды хищения чужого имущества, к числу которых относятся: мошенничество (ст. 159 УК РФ), присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ), при условии, если они совершены руководителем государственного органа, организации, учреждения либо иного юридического лица.

К числу коррупционных преступлений относятся также факты злоупотребления должностными лицами своими полномочиями (ст. 285 УК РФ) или их превышения (ст. 286 УК РФ), либо совершение ими служебного подлога (ст. 292 УК РФ), но лишь тогда, когда эти деяния совершены из корысти, то есть с целью получения в результате содеянного какую-либо выгоду.

Исходя из положений Уголовного кодекса Российской Федерации за совершение коррупционных преступлений виновному может быть назначено наказание в виде: штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ, принудительных работ, ограничения свободы, лишения свободы на определенный срок либо несколько видов этих наказаний одновременно.

Помимо уголовной, за коррупционные правонарушения предусмотрена также административная и дисциплинарная ответственность.

Административная ответственность установлена за незаконное вознаграждение от имени юридического лица (за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением), а также за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства о противодействии коррупции составляет 6 лет с момента совершения.

К дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения могут быть привлечены, например, государственные служащие, не сдавшие декларации о своих доходах и членов своей семьи, или указавшие в них неточные сведения.

Об известных фактах коррупции сообщайте в прокуратуру Калининского района по телефону +7 (86163) 2-18-99.

Старший помощник прокурора юрист 1 класса Е.Е. Гришин

Прокуратурой района выявлены нарушения требований пожарной безопасности в помещении офиса МФЦ

Прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства, регламентирующего соблюдение прав предпринимателей при предоставлении им государственных и муниципальных услуг, осуществлении лицензионно-разрешительных процедур и контрольно-надзорных функций, по результатам которой в деятельности Калининского филиала ГАУ КК «МФЦ КК» выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
В ходе проверки установлено, что вопреки Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 далее – Правила), в офисе МФЦ ст. Калининской, информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности, не вносилась в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты; в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты не велась периодичность осмотра и сроков перезарядки (замены) огнетушителей; инструкции о мерах пожарной безопасности не отражались вопросы о расположении мест для курения, применения открытого огня, допустимого (предельного) количества людей, которые могут одновременно находиться на объекте защиты; утвержденная инструкция о мерах пожарной безопасности была разработана не в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил.
Невыполнение требований пожарной безопасности нарушает правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации объекта социального и экономического назначения со значительным пребыванием людей, что в свою очередь не направлено на предупреждение аварий на объекте и обеспечение готовности работников, аварийных служб к локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Указанное послужило основанием для внесения ГАУ КК «МФЦ КК» представления, которое рассмотрено и удовлетворено, нарушения устранены.
Работа в данном направлении продолжается.


Старший помощник прокурора района
юрист 1 класса                                                                                    Е.Е. Гришин

Директор муниципального бюджетного учреждения Красноармейского района спортивная школа «Олимпиец» не сообщил о приеме на работу бывшего муниципального служащего

Привлечение работодателем к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего госслужащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 12.12.2008 № 273-ФЗ, влечёт наложение административного штрафа (ст.19.29 КоАП РФ).
Несмотря на неоднократные разъяснения неблагоприятных правовых последствий нарушения порядка приема на работу бывших государственных и муниципальных служащих, такие факты продолжают иметь распространенный характер.
Так, прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой бывший муниципальный служащий, ранее занимавший должность начальника отдела по физической культуре и спорту администрации муниципального образования Калининский район был принят в муниципальное бюджетное учреждение Красноармейского района спортивная школа «Олимпиец» на должность инструктора по спорту.
Поскольку директором спортивной школы вопреки требованиям ч. 4 ст. 12 Закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в установленный срок не сообщено в администрацию Калининского района о заключении трудового договора с бывшим муниципальным служащим, прокуратурой района возбуждено в отношении работодателя дело об административном правонарушении по ст.19.29 КоАП РФ (незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего).
На основании акта прокурорского реагирования правонарушитель привлечен к административной ответственности в виде штрафа.
Работа в данном направлении продолжается.

Старший помощник прокурора района
юрист 1 класса                                                                                       Е.Е. Гришин